ПУНКТ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Порядок зачисления в пункт коррекционно-педагогической помощи

ПОРЯДОК ЗАЧИСЛЕНИЯ

ВОСПИТАННИКОВ В ПУНКТ

КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ 

    В ПКПП направляются обучающиеся с нарушением психофизического развития, преодоление которого не требует обучения по образовательным программам специального образования, так как система работы в ПКПП не рассчитана на обучение, а предполагает только коррекционно-педагогическую работу с воспитанниками.

   Зачисление обучающихся в ПКПП осуществляется приказом руководителя учреждения образования, создавшего пункт, на основании следующих документов:

- заключения центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее ЦКРОиР);

- заявления законного представителя обучающегося.

Законные представители обучающегося пишут заявление о зачислении ребенка в пункт коррекционно-педагогической помощи ГУДО, где обязуются обеспечивать своевременное посещение занятий и выполнение рекомендаций специалиста.

  Заключение ЦКРОиР можно получить при прохождении психолого-медико-педагогической комиссии в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации «Веда» Московского района г.Бреста (г.Брест, ул. Гаврилова, д. 7/1, тел. 32-16-79).

    Психолого-медико-педагогическая комиссия (далее ПМПК) осуществляет свою деятельность:

  1. В присутствии родителей или законных представителей детей.
  2. При наличии необходимого пакета документов на ребёнка.

Перечень документов,

необходимых для прохождения ПМПК :

  1. Медицинская карта (из поликлиники) или подробная выписка из истории развития ребёнка (со сведениями из обменной карты роддома о протекании беременности, родов и первых 3-х лет жизни)
  2. Заключение узких специалистов (по профилю заболевания, при необходимости):                

Ÿ Оториноларинголог                

Ÿ Офтальмолог

  1. Заключение детского врача-психиатра (УЗ «Брестский областной психоневрологический диспансер»: ул. Кижеватова, д.76/1, кабинет 14; регистратура: 21 54 71)

Отказ родителя (законного представителя) от прохождения медицинского обследования детским психиатром является отказом от прохождения ПМПК и от получения государственной коррекционно-педагогической помощи и специального образования.

  1. Психолого-педагогическая характеристика из учреждения образования, которое посещает ребёнок, с датой написания и заверенная руководителем;
  2. Образцы творческих работ ребёнка – рисунки.
  3. Копия предыдущего заключения ПМПК (если ребёнок обследовался ранее).

Психолого – медико – педагогическое обследование проводится в присутствии родителя (законного представителя) ребенка. В исключительном случае родитель может оформить письменное разрешение на обследование ребенка специалистами ПМПК без своего личного присутствия.

свернуть

Организация работы пункта коррекционно-педагогической помощи

 

 

    С 2003 года в ГУДО «Детский сад №81 г. Бреста» функционирует пункт коррекционно-педагогической помощи (далее-ПКПП). 

Организация и оказание коррекционно-педагогической помощи в пункте осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании (статья 15), «Положением о пункте коррекционно-педагогической помощи» от 25.07.2011 №131 и методическими рекомендациями «Организация и содержание работы в пунктах коррекционно-педагогической помощи» от 25.05.2012 года.

      Основной целью деятельности пункта является оказание коррекционно-педагогической помощи детям, осваивающим содержание образовательной программы дошкольного образования и имеющим стойкие или временные трудности при её освоении.

Задачами пункта являются:

  • изучение особенностей психофизического развития воспитанников с целью определения оптимальных путей оказания им коррекционно-педагогической помощи;
  • исправление или ослабление индивидуальных нарушений развития;
  • формирование общих способностей учебной деятельности с целью выполнения воспитанниками требований образовательных стандартов дошкольного образования;
  • формирование позитивной мотивации к учебной деятельности, развитие функций самоконтроля и произвольной регуляции поведения у воспитанников.

Основные направления работы ПКПП:

- исправление звукопроизношения;

- совершенствование грамматического и лексического строя речи;

- развитие связной речи;

- развитие фонематических процессов;

- развитие подвижности органов артикуляции, общей и мелкой моторики;

- формирование эффективных способов усвоения учебных умений и навыков

 

    Занятия в пункте проводятся с 16 сентября по 25 мая текущего учебного года. Периодичность посещения занятий воспитанниками составляет 2–4 раза в неделю. Коррекционно-педагогическая помощь обучающимся в ПКПП оказывается учителем-дефектологом с учетом возраста воспитанников.

    В ПКПП могут проводиться групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия. Цель групповых и подгрупповых занятий – развитие фонетико-фонематического восприятия и обучение элементам грамоты; формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи. Цель индивидуальных занятий — коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов.

    Занятия проводятся в игровой и занимательной форме. Оказание коррекционно-педагогической помощи осуществляется в отдельных кабинетах, которые оснащены оборудованием для подгрупповой и индивидуальной работы. Занятия проводят 3 учителя-дефектолога.

  Ежедневное количество занятий с воспитанниками, их продолжительность и последовательность определяются расписанием занятий, которое составляется с учетом требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов и утверждается руководителем учреждения образования. Продолжительность занятий в ПКПП определяется индивидуальными и возрастными особенностями воспитанников. Периодичность и продолжительность каникул в ПКПП соответствует периодичности и продолжительности каникул в учреждении образования.

С учетом педагогической квалификации речевых расстройств в ПКПП могут комплектоваться следующие группы воспитанников с нарушениями речи:

  • с фонетическими нарушениями речи (дислалией, дизартрией, ринолалией);
  • с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;
  • с нерезко выраженным общим недоразвитием речи (ОНР III ур.р.р.);
  • с нарушениями темпо-ритмической стороны речи (заиканием легкой степени, тахилалией).

   Дети с тяжёлыми нарушениями речи (моторная алалия, сенсорная алалия, сенсомоторная алалия, общее недоразвитие речи I – III уровней) обучаются в группах для детей с тяжёлыми нарушениями речи, учреждениях специального образования или иных учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования.

   Дети, нарушения психофизического развития которых не могут быть исправлены в условиях пункта, проходят углубленное психолого-медико-педагогическое обследование в государственном ЦКРОиР с целью уточнения структуры, степени тяжести нарушения и определения адекватных условий организации учебного процесса (обучение в специальном учреждении образования, в специальной или интегрированной группе, специальном классе или классе интегрированного обучения).

   Психолого-медико-педагогическое обследование проводится с согласия и в присутствии законных представителей детей с особенностями психофизического развития, по результатам которого составляется заключение центра, содержащее рекомендацию об обучении и воспитании лиц с особенностями психофизического развития по образовательным программам специального образования или оказания им коррекционно-педагогической помощи в условиях ПКПП.

свернуть

Памятка для родителей по закреплению пройденного материала

Взаимосвязь логопеда и семьи

Почему у ребенка речь формируется с задержкой?

Признаки благополучного развития речи у ребенка

  • Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.
  • У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.
  • Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.
  • Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.
  • Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.
  • Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.

Признаки неблагополучного развития речи у ребенка

  • Ребенок развивается с задержкой.
  • Ребенок перенес тяжелые заболевания.
  • У ребенка есть неврологические заболевания.
  • Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.
  • Когда ребенок слышит просьбу "Повтори" или "Скажи это еще раз", он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто вас не слышал.
  • Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью ("самостоятельный" ребенок).
  • Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми.
  • Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания "Скажи еще раз лучше" не реагирует.
  • Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.

Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития речи ребенка, значит вашему ребенку необходима помощь!

  Младенец, появившись на свет, не обладает врожденным знанием законов языка, на котором он будет говорить. У него есть способность в определенный период своего развития усвоить нормы и правила языка, на котором разговаривают окружающие его люди. Это так называемая языковая способность, которая реализуется в ходе общения со взрослыми через имитацию ребенком слышимой им речи.      При этом большую роль играет языко-речемыслительная деятельность ребенка, которая обеспечивает формирование неосознанных языковых обобщений. В результате он осваивает основные единицы языка и законы их функционирования. Речь ребенка оказывается не простым повторением образцов, которые он слышит от взрослых, а творчеством, в котором речь рождается как средство общения, средство познания и средство регуляции деятельности своей и окружающих.

  Если в силу каких-либо причин имитационная или языко-речемыслительная деятельности не формируются вовремя, то в дальнейшем у ребенка отмечается недоразвитие речи той или иной степени тяжести.

  В современной логопедии выделяется две группы факторов, обусловливающих задержку в темпах формирования речи:

а) несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки;

б) недостаточность сенсомоторной или неврологической базы ребенка.

   К первой группе можно отнести неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, либо, наоборот, в гиперопеке. И в том, и в другом случае у ребенка не формируется мотивация речевого общения. В первом случае не к кому обращаться, во втором - незачем, все и так будет сделано вовремя. В рамках клинической классификации подобное нарушение рассматривается как задержка темпов речевого развития функционального характера. Часто проявления недоразвития усугубляются личностными особенностями ребенка, склонного к упрямству, своеволию, истерическим реакциям.

    Задержка темпов речевого развития, обусловленная снижением мотивации общения, при своевременно начатой работе и при изменении условий воспитания обнаруживает тенденцию к быстрой и полной коррекции.

   Если же у ребенка отмечается несформированность или недостаточность сенсомоторной сферы (фонематического восприятия, моторики артикуляционного аппарата, зрительного гнозиса) или неврологические заболевания, то такое недоразвитие требует не только изменений условий воспитания, но и помощи специалиста в форме консультаций или регулярных занятий. Коррекция этой формы речевой патологии занимает более продолжительное время и требует больших сил и внимания.

   При задержке речевого развития наиболее эффективной оказывается ранняя коррекция, т.е. в возрасте до трех лет. Однако это не значит, что при выявлении речевого недоразвития в 6 или 7 лет нужно опустить руки. В любом случае специальные занятия окажут положительное влияние на речь и личность ребенка, если будут носить систематический характер. Успешность развития ребенка во многом зависит от активной позиции родителей, которые под руководством специалистов могут организовать правильное общение с ребенком.

Словарь для справок

Фонематическое восприятие - способность и умение слухового восприятия и различения звуков речи (фонем). Формируется у ребенка в дошкольном возрасте и является базой для понимания звучащей речи и обучения письму и чтению.

Моторика артикуляционного аппарата - возможности осуществлять движения органов артикуляции (губ, языка, мягкого неба и др.) в полном объеме, с достаточной силой, точностью и скоростью.

Зрительный гнозис - возможность воспринимать и опознавать окружающий мир с помощью зрения.

   Если у ребенка отмечаются проблемы с развитием речи (см. признаки неблагополучия), а родители постоянно просят его: "Скажи", "Повтори", то картина недоразвития речи, как правило, усугубляется наличием у ребенка стойкого речевого негативизма. Речевой негативизм, или отказ от речи, может выражаться активно и пассивно, но в любом случае ребенок отказывается говорить не только по приказу родителей, но и в любых ситуациях. Родители часто описывают такое положение дел, когда ребенок единожды произносит какое-либо слово, как бы пробует его "на вкус", и больше его не повторяет в течение месяцев. Иногда дело доходит чуть ли не до драки. Родители сначала просят повторить за ними слово, потом умоляют, потом требуют, в конце концов, ребенка наказывают - ставят в угол. Но это приводит только к одному: со временем все задания, требующие от ребенка словесных реакций, активно им игнорируются или отвергаются.

  Ребенок молчит или отворачивается в ответ на любой вопрос, например: "Как тебя зовут?", "Сколько тебе лет?", "Какая игрушка у тебя в руках?" и пр. Он мычит и показывает пальцем, если просит что-либо, а чаще старается сам удовлетворить собственные потребности. Такая "самостоятельность" ребенка, когда он без посторонней помощи, сам достает нужную вещь со шкафа, включает телевизор и пр., радует родителей, хотя свидетельствует чаще о несформированности навыков речевой коммуникации и о наличии стойкого речевого негативизма.

  Если вы хотите помочь своему ребенку, забудьте слова "скажи" и "повтори" хотя бы на первое время!

свернуть

Логопедический словарь для родителей

Логопедический словарь для родителей

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата.

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (системные тяжелые нарушения речи).

Дизартрия – нарушения произносительной стороны речи, обусловленные недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма.

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и слуховой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Это самый распространенный диагноз у детей, посещающих логопедические группы. Выделяют три уровня: первый уровень самый «тяжелый», третий уровень самый «легкий».

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произношении фонем.

Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова.

Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, помогающий осуществлять операции различения и узнавания фонем (букв), составляющих звуковую оболочку слова. 

 

 

 

свернуть

Памятка "Для чего нужна артикуляционная гимнастика

Консультация "Фонематический слух - основа правильной речи"

Консультация

«Фонематический слух основа правильной речи»

 

Фонематический слух – это не просто слух. Ребенок может прекрасно слышать даже самый тихий шепот, но иметь неразвитый фонематический слух.

Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного, например, дом-сом-лом-ком.

Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию звуки. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если  ребенок плохо умеет различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда ошибки в речи и на письме. Если вовремя не принять меры, то дефект закрепится, и чем старше будет становиться ребенок, тем сложнее будет это исправить.

К пяти годам ребенок уже должен уметь определять на слух, есть ли в слове определенный звук, и сам подбирать на заданные звуки слова.

В нашем языке, несмотря на то, что букв всего 33, звуков гораздо больше. И часто различаются они только небольшими оттенками.

Надо заметить, наиболее часто дети путают звуки похожие по звучанию или близкие по способу образования (по произношению). Как правило это свистящие и шипящие звуки: с-ш, з-ж, сь-щ, ц-ч, с-ц, з-с; соноры: р-л; твёрдые и мягкие: б-бь, з-зь, с-сь, и т.д.; звонкие и глухие: д-т, в-ф и т.д., Это приводит к неправильному восприятию слов (изначально) и в дальнейшем к неправильному произношению (например: дом "том", рак "лак", лук "люк", жук "щук")В последние годы многие дети путают далекие между собой звуки: к-т, г-д, с-х.

Развитие фонематического слуха у всех детей происходит очень индивидуально.

 Когда же начинать развивать фонематический слух?

Прямо с рождения.  Да, именно с рождения мы начинаем этот длительный процесс. Когда учим повторять и различать слова и звукоподражания. Помните, как разговаривают с грудничками?  Спрашивают у малыша:

- Как говорит кошка?  (Мяу, мур-р)

- Как стучит папа в дверь? (Тук-тук)

- Как едет машина(У-у-у, др-р-р)

- Как говорит водичка?  (С-с-с, кап-кап)

Все эти звукоподражания формируют основу фонематического слуха, умение слышать речевые звуки.  Но нам надо не только слышать, но еще и различать, и разделять. Вот этот, более сложный этап обучения мы начинаем где-то в 5-6 лет. Здесь наша задача – научить разделять звуки, определять отдельный звук в слове, различать парные согласные, твердые и мягкие звуки только на слух. Это надо, прежде всего, для грамотности ребенка, для того, чтобы он научился писать без проблем, поэтому развитие фонематического слуха у детей  залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем и иностранным языкам.

Развитие фонематического слуха у дошкольников можно «подстегнуть» при помощи специальных упражнений. Эти упражнения помогут детям распознавать заданный звук в словах, определять место звука в слове, различать слова и формы слов, отличающиеся лишь одной фонемой.

Этапы работы по развитию фонематического слуха

  1. узнавание неречевых звуков;
  2. различение звуков речи по тембру, силе и высоте;
  3. различение сходных между собой по звучанию слов; 
  4. различение слогов;
  5. различение звуков;
  6. освоение ребенком навыков анализа и синтеза.

Работа по развитию фонематического восприятия начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи.

Упражнения для развития фонематического слуха построены по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе ребенок перестает справляться с заданиями, начинайте с этого уровня.

1 этап узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

 Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало. 

 Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри.

 Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стенку, миску и т. д. Потом усложните задание – пусть малыш отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучал. 

 Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.

 Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

2 этап различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

Игра «Узнай свой голос». Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка, а потом попросите его угадать, кто сейчас говорит.

Игра «Громко-тихо». Договоритесь, что малыш будет выполнять определенные действия – когда вы произносите слова громко и когда тихо.

 Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – малыш сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

3 этап различение сходных между собой по звучанию слов. 

Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.

 Игра «Верно-неверно». Взрослый показывает малышу картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

4 этап различение слогов.

Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. 

Игра «Что лишнее?» Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа» и т. п. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

5 этап различение звуков. Надо объяснить ребенку, что слова состоят из звуков, а затем немного поиграть. 

Игра «Кто это?» Комарик говорит «зззз», ветер дует «сссс», жук жужжит «жжжж», тигр рычит «рррр». Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто его издает.

Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

6 этап освоение ребенком навыков анализа и синтеза.

Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество. 

Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. 

Игра «Отгадай слово». Ребенку предлагают слова с пропущенным звуком – их нужно отгадать. Например, из слов убежал звук «л» (...ампа, мы...о, ...ук, кук...а, мас...о).

Предлагаемые игры можно варьировать в зависимости от ваших возможностей и фантазии. Не бойтесь импровизировать - это сделает ваши занятия с ребенком более интересными и полезными. Самое главное – не превращайте игры в учебные занятия; пусть будет весело и интересно!

 

свернуть

Предупреждение речевых нарушений

  

 По данным мировой статистики число речевых расстройств растет, в связи с чем актуальность проблемы профилактики речевых нарушений детей и подростков принимает глобальный характер. В нашей стране уделяется много внимания коррекционно-воспитательной и педагогической работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями. Путем специальных воздействий на детей во многих случаях удается предотвратить или затормозить появление у них различных отклонений от нормы, в частности речевой патологии. Своевременная профилактика речевых нарушений у детей тесно связана с предупреждением нервно-психических отклонений в состоянии здоровья. Она обеспечивается комплексом мероприятий, включающих лечебные, педагогические, социальные воздействия. Реализация профилактического направления здравоохранения и специальной педагогики начинается еще до рождения ребенка путем создания для будущей матери в период беременности максимально благоприятных условий. С рождением ребенка особая ответственность за его нервно-психическое здоровье ложится на семью, что делает особенно актуальным психолого-педагогическое просвещение молодых родителей.

    Формирование характера и личностных особенностей ребенка начинается с самого раннего возраста. Сон, крик, движения и другие физиологические реакции организма новорожденного отражают сохранность и уровень зрелости центральной нервной системы. Поэтому родители совместно с врачами должны внимательно следить за ходом становления и развития этих реакций, принимать необходимые профилактические меры в случае их отклонения.

    Биологические факторы риска развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, действующие на организм главным образом в период внутриутробного развития и родов, мозговые инфекции и травмы, перенесенные после рождения, семейная отягощенность речевыми нарушениями.

     Ранняя коррекционно-педагогическая работа необходима с первых дней жизни такого ребенка, так как нарушение развития одних функций приводит к вторичной задержке формирования других и в дальнейшем к педагогической запущенности.

   Коррекционно-педагогические мероприятия включают в себя: развитие ориентировочно-познавательных реакций, фиксацию взора, его прослеживание, слуховое сосредоточение, стимуляцию двигательной активности и т.д.

     Основное внимание обращается на развитие сенсорного восприятия: зрительного, слухового, кинестетического. В процессе целенаправленной работы с ребенком раннего возраста, имеющим риск речевой патологии, происходит компенсация дефектных сенсорных функций ребенка, что в значительной степени способствует нормализации его речевого развития. К этой заботе должны быть максимально привлечены родители.

     Чем раньше будет начата доречевая коррекционная работа, тем с меньшими отклонениями будет идти двигательное, речевое и интеллектуальное развитие.

    К биологическим факторам риска речевых нарушений относится леворукость. Одной из профилактических рекомендаций может быть запрещение насильственной переориентации леворуких и праворуких. Можно предупредить развитие леворукости, если ребенку с раннего возраста стараться давать предметы только в правую руку, осторожно, но настойчиво перекладывать предметы из левой руки в правую, в игре использовать преимущественно правую руку, давать ощупывать или угадывать предмет именно правой рукой.

   К биологическим факторам риска речевых нарушений относится также и семейная отягощенность патологией речи. Именно речь родителей становится образцом для речевого развития детей, и потому в ряде случаев следует ограничить речевое общение с ребенком лиц с речевой патологией.

  Социально-психологические факторы риска в последние годы привлекают большое внимание исследователей. Отделение от матери в раннем возрасте иногда влечет за собой тяжелые нарушения деятельности мозга и является в дальнейшем одной из главных причин развития эмоциональной неустойчивости, импульсивности, нарушения поведения, которые, в свою очередь, могут осложниться речевыми расстройствами.

  Нервно-психическое здоровье, обеспечивающее нормальное речевое развитие ребенка, зависит во многом от межличностных отношений в семье. Особое значение при этом имеют следующие данные:

характерологические особенности матери (тревожность, мнительность, импульсивность, эмоциональная холодность);

неприятие со стороны матери;

неполная семья;

конфликтные взаимоотношения в семье, изменение в структуре семьи (смерть, болезнь близких, развод и т.д.);

резкая смена жизненного стереотипа и типа воспитания;

воспитание в двух домах;

неадекватный тип воспитания.

По мере роста и развития ребенка круг психотравмирующих ситуаций значительно расширяется за счет возрастающего значения влияний внешней среды. Это конфликтные отношения со сверстниками и взрослыми, чрезмерные наказания, запугивания, переживание ситуаций испуга, рождения другого ребенка при отсутствии готовности занять позиции старшего.

Для организации рациональных методов педагогического воздействия имеют значение возрастные особенности становления речевой функции. Для своевременного развития речи мать и другие лица, окружающие ребенка, должны постоянно общаться с ним, стремясь вызвать ответную реакцию. Следует всемерно содействовать тому, чтобы период овладения ребенком двигательными навыками протекал благополучно. Необходимо создавать условия для осуществления разнообразных двигательных реакций, способствовать «играм» младенца голосом. У детей первых лет жизни особое значение имеет развитие понимания речи, что в значительной степени зависит от поведения взрослых. Необходимо объяснять родителям, что они поступают неправильно в тех случаях, когда стремятся по мимике и жестам угадать желания ребенка.

В семье обязаны знать требования, которые нужно предъявлять к речи ребенка. Эти требования не должны быть ни занижены, ни завышены. При общении с ребенком, который уже научился говорить, следует задавать ему простые вопросы и терпеливо ждать ответ, уметь выслушать малыша и правильно ему ответить.

В тех случаях, когда окружающие взрослые имеют неправильное произношение либо, забавляясь, копируют речь ребенка (сюсюкают), процесс овладения правильным звукопроизношением затрудняется, аномально произносимые звуки речи закрепляются и в дальнейшем такому ребенку бывает необходимо специальное обучение у дефектолога.

В процессе становления речи дети проходят через физиологические запинки, что проявляется в прерывистости речевого потока, многократном повторении слогов и слов, произнесении слов в период вдоха. Однако эти запинки могут перейти в настоящую речевую патологию, если в этот период ребенка будет окружать напряженная психологическая обстановка в семье или его речевое воспитание будет неправильным. Детей не следует наказывать за погрешности в речи, передразнивать или раздраженно поправлять. Помочь можно, разучивая с ребенком короткие ритмичные стихи и песни, пением. Необходимо приучать ребенка говорить с умеренной скоростью. Разговаривать с детьми надо спокойным тоном, четко произнося слова, договаривая окончания.

Большое значение для развития речи имеет сенсорное воспитание и развитие игровой деятельности. Правильное восприятие предметов, накопление представлений и знаний о них происходит благодаря тесному взаимодействию речевого и сенсорного развития.

Важнейшим средством психического развития является детская игра. В пользовании детей должны быть разнообразные наборы игрушек и пособий для развития тонкой моторики рук.

Развитие дифференцированного слухового и фонематического восприятия является необходимым условием для успешного обучения в дальнейшем детей грамоте. Обучение детей различать звуки ведет к развитию как внимания к звуковой стороне речи, так и слуховой памяти.

Теплые отношения с членами семьи, обеспечивающие чувство защищенности и эмоционального комфорта, необходимы для гармоничного психического развития ребенка. Воспитание ребенка в дружной семье как равного ее члена с соблюдением всех психолого-педагогических требований, с ранней познавательной, общественной, трудовой ориентацией способствует формированию характера с положительными социальными установками при всем многообразии индивидуальных особенностей, сформированных интересов и объема приобретенных знаний.

Большая ответственность в организации мер профилактики нервно-психических нарушений, приводящих к речевым расстройствам у детей, возлагается на дошкольные учреждения. Существенным психогигиеническим аспектом профилактики нервно-психических нарушений речи, в частности, является направление ребенка в детское учреждение в том возрастном периоде, в котором он может легче адаптироваться к новым условиям жизни. И дома, и в детском саду режим должен быть построен с соблюдением гигиенических правил, из которых одним из важных является развитие у детей двигательной активности.

Переход к обучению в школе детей 6-летнего возраста предъявляет новые требования к организму ребенка. Важнейшей задачей школьной психогигиены остается профилактика переутомления и психического травмирования детей, создание в школе условий, охраняющих нервную систему. Классным руководителям следует особое внимание обращать на тех учащихся, речь которых делает их «трудными» в обучении, во взаимоотношениях со сверстниками и старшими, а также на детей с повышенной тревожностью, эмоциональной неустойчивостью, застенчивостью, замкнутостью. Взрослые члены семьи, воспитатели и педагоги должны понимать значение авторитета педагога для младшего школьника, а также группы сверстников для подростка и самооценке в раннем юношеском возрасте. Незнание или игнорирование этих сведений неизбежно ведут к стрессам и нарушениям психического здоровья детей, что может сказаться на речевом поведении.

свернуть

Если ребенок начал заикаться

  Заикание - такое нарушение плавности речи, когда запинки, повторение и растяжение слогов и звуков сопровождаются мышечным напряжением - судорогой произносительного аппарата (органов артикуляции, дыхания, голоса). Говорящий с трудом передает сообщение, а собеседник испытывает напряжение, слушая его речь. Попытка преодолеть запинки обычно усиливает заикание.

   Возникает заикание в возрасте от 2 до 5 лет. Это период становления фразовой речи, во время которого запинки (внезапные остановки в речи) отмечаются у большинства детей. Они называются физиологическими. Кроме того, в данном возрасте дети могут повторять или растягивать отдельные звуки, слоги, слова, а иногда вставлять эмболы (лишние звуки и слова: "а", "ну", "вот" и т.п.). Это нормальный процесс становления ритмичной речи. Когда ребенок научится лучше выражать свои мысли, запинки будут проявляться реже. Если же они становятся настолько частыми, что затрудняют общение, появляется основание для беспокойства. Не думайте, что такие запинки пройдут сами по себе, тем более, если заметно, как ребенок старается скрыть их. Не откладывайте свой визит к логопеду и психиатру.

    Знайте, чем раньше подобрано необходимое лечение, тем благоприятней прогноз! Меры, принимаемые для восстановления нарушенной плавности речи, определяются в первую очередь тем, когда возникло заикание. Если заикание отмечается не более двух месяцев, оно считается инициальным (начальным), если больше - закрепившимся.

   При остро возникшем заикании в первую очередь надо устранить ситуацию, травмирующую психику. Если это произошло в детском саду, сделайте все возможное, чтобы ребенку не надо было туда ходить. Нужно обеспечить домашний режим минимум на два месяца. Чем быстрее удастся восстановить нарушенную плавность речи, тем благоприятнее прогноз. При инициальном (начальном) заикании специальные занятия, улучшающие речевые способности, не проводятся. Но нужно помочь ребенку изменить манеру речи. Помните, что дети подражают речи окружающих взрослых!

   Постарайтесь говорить неторопливо, короткими предложениями без лишней эмоциональности. Употребляйте простые слова.

   Требование говорить медленнее создает у ребенка впечатление, что он делает что-то неправильно. Важно в целом организовать режим так, чтобы реже возникала необходимость говорить (конечно, это не значит, что нельзя отвечать на вопросы ребенка или разговаривать с ним).

ЗАДАНИЯ

  • Приучите ребенка к настольным играм (лото, мозаика), занятиям с конструктором. Это не только успокаивает, но и развивает тонкую моторику пальцев рук.
  • Полезно петь, двигаться под музыку.
  • Поощряйте игры с водой, песком. Они увлекают детей и укрепляют нервную систему.
  • Привлекайте детей к спокойным домашним делам.
  • Режим должен быть щадящим, но основная установка - ведите обычный образ жизни. Единственное ограничение - не следует посещать шумные зрелищные мероприятия до шести лет. Домашний режим намного предпочтительнее детского сада.
  • В три года многие дети могут начать занятия с логопедом.
  • Необходимо помнить, что для течения заикания характерна волнообразность. В моменты так называемого ухудшения предпочтительнее неречевые занятия. Постарайтесь ограничить речевое общение, отложить все занятия, которые могут усилить заикание.
  • В периоды улучшения нужно заниматься как можно больше: читать, беседовать на разные темы, пересказывать короткие рассказы, инсценировать стихи, сказки.

ЗАДАНИЯ

  • Постарайтесь организовать домашний театр, можно кукольный. Это не только даст возможность перевоплотиться, почувствовать себя другим, - незаикающимся персонажем, но и улучшает умение высказываться.
  • Упражняйте ребенка в пересказе различных литературных произведений. (Сказки В.Сутеева, рассказы Н.Носова и др.).
  • Чрезвычайно полезно научить заикающегося ребенка читать по слогам. Овладение чтением по слогам помогает увидеть ритмический рисунок слова и нормализовать ритм устной речи, предотвратить нарушения слоговой структуры, научиться правильно делить слова на слоги.
  • Родители могут обучить детей выполнять многие задания, но моделировать индивидуальную программу обучения ребенка лучше доверять специалистам.
  • Занимаясь с ребенком самостоятельно, учитывайте его состояние и возможности (работоспособность, внимание, память). Занятия могут быть непродолжительными, но частыми. Успех любых начинаний зависит от систематичности работы!
  • Не стоит ругать ребенка при неудачах. Исследования психологов свидетельствуют, что при отсутствии стресса, критического отношения у детей повышается работоспособность, они легче справляются с интеллектуальными и творческими заданиями.
свернуть