Экологическое воспитание

Интерактивный плакат "Природа города Бреста" из серии "Путеводитель города Бреста"

Одной из форм технологии визуализации является интерактивный плакат, который мы представляем вашему вниманию.

      Содержание интерактивного плаката ориентировано на детей старшего дошкольного возраста (5-7лет).

  Наглядный материал соответствует возрастным, индивидуальным и психофизическим особенностям детей старшего дошкольного возраста. Привлекает яркостью, доступностью, реалистичностью, интерактивностью.

 Разработаны и включены авторские интерактивные игры с использованием техник визуализации: игры-путешествия, викторины, наглядные схематические модели, инфорграфика и другие технологии визуализации, которые позволяют создать оптимальные условия для разностороннего развития детей старшего дошкольного возраста и усвоения ими содержания учебной программы дошкольного образования.

   Насколько богат и разнообразен растительный и животный мир Бреста, Вы узнаете из плаката «Природа родного края». Вместе с Бусликом вы познакомитесь с заказниками, расположенными на территории города Бреста, их обитателями, занесенными в Красную книгу Республики Беларусь. На интерактивной карте вы познакомитесь с местонахождением этих объектов. Многообразие интерактивных игр этого раздела позволяет расширить представления и кругозор ребенка о растительном и животном мире города. Задания викторин и игр помогают систематизировать ранее полученные представления, закрепить правила поведения в природе.

   В игре «По зеленым тропинкам Бреста» Буслик предлагает выполнить задание. За правильно выполненное задание ребенок получает пазл. Собрав все пазлы в картинку, в качестве поощрения демонстрируется познавательный видеофильм.

   На одной из страниц плаката можно послушать пение птиц, а в игре «Угадай чей голос?»  определить кому он принадлежит.

Многостраничный интерактивный плакат включает интерактивные карты, в которых через условные знаки представлена информация для участников образовательного процесса о геолакации объектов.

Для удобства работы с интерактивным плакатом используются условные обозначения: задание, подсказка, переход на следующую страницу, возвращение на главную, текстовая и видео информация, игры

   Авторы надеются, что работа с данным плакатом позволит заложить основы ценностного отношения к окружающему миру, родному городу, пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, умение видеть красоту родной природы; с первых шагов формировать черты характера, которые помогут ребёнку стать гражданином общества, заложить основы экологической грамотности, получить в доступной и увлекательной форме краеведческие представления, воспитать любовь к природе.

   Таким образом, представленный вашему вниманию многостраничный интерактивный плакат обладает безграничными возможностями представления учебной и познавательной информации веб и интернет-ресурсов, видео и аудио, игр и презентаций. Современные электронные ресурсы позволяют изменять содержание и размер всех добавляемых элементов, дают возможность перемещать, добавлять их и удалять.

   Технология визуализации позволяет преподнести объемную, трудную в усвоении информацию в образной, легко запоминающейся форме, а также связать понятия из разных областей учебной программы дошкольного образования.

  Интерактивный плакат адресуется педагогическим работникам дошкольного образования, детям и их родителям.

ПОИГРАЕМ ВМЕСТЕ

свернуть

Основы экологического воспитания детей дошкольного возраста

 Экология - как наука появилась еще в конце девятнадцатого века, однако долгое время она оставалась чисто биологической, которая интересовала лишь ученых. В настоящее время из-за ухудшения окружающей среды возникла необходимость в повышении грамотности каждого человека независимо от возраста и профессии. Человечество должно позаботиться о сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания.

Термин «экология» введен немецким биологом Э.Геккелем в 1886 году, происходит от греческого слова «экойс», «экус» – дом, жилище и понимается как наука о среде обитания, или наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой.  

 Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т.д.), с которым дети любят играть. Дети общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

Экологическое воспитание – это система, направленная на формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста.

         Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания, ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем.

Одним из условий успешной реализации экологических задач в учреждении дошкольного образования является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды, наполнение которой должно осуществляться с учетом «специфических детских» видов деятельности (познавательной, практической, игровой, трудовой, художественной).

Необходимо организовывать среду таким образом, чтобы она способствовала развитию ребенка, формировала его как личность, создавала условия для формирования элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения и экологического сознания. Она должна иметь привлекательный вид, снимать утомляемость, положительно влиять на эмоциональное состояние, давать возможность ребенку самостоятельно познавать окружающий мир в деятельности. В то же время оборудование должно быть безопасным и соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям.

Концептуальная модель экологической развивающей предметно-пространственной среды в учреждении дошкольного образования включает в себя три компонента: предметное содержание, его пространственную организацию и их изменения во времени.

К предметному содержанию относятся: игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной со взрослым и сверстниками деятельности; учебные издания, используемые взрослым в процессе обучения детей; оборудование для осуществления детьми разнообразных видов деятельности, комплекты иллюстративного материала с изображениями животных и растений.

Материалы и оборудование должны быть разнообразными и обеспечивать игровую, познавательную, творческую и двигательную активность воспитанников, их эмоциональное благополучие.  

Игры способствуют формированию представлений воспитанников о труде взрослых (в природе, на разных предприятиях); навыков ухода за комнатными растениями; приобщению к правилам безопасного для человека и окружающего мира поведения (сюжетно-ролевая игра «Супермаркет» – экологически чистые продукты, разнообразные витамины, игры «Поликлиника», «Аптека» – использование лекарственных растений, игры «Автозаправка», «Гараж» – проблема загрязнения окружающей среды выхлопными газами, игра «Зоопарк» – охрана редких видов птиц и животных).  

Для организации самостоятельной деятельности воспитанников в группе используются настольно-печатные игры «Зоологическое лото», «Загадки о животных», «Чей кусочек?», «С чьей ветки детки?», «Логический поезд» и др.  

Для познавательной практической и исследовательской деятельности целесообразно разместить природные материалы (шишки, камни, желуди, коробки с песком), оборудование для проведения опытов по установлению воспитанниками связей и отношений между предметами и явлениями (ознакомление  со свойствами песка, снега, воды, глины). В каждой возрастной группе должны быть созданы уголки природы, где дети проводят простейшие опыты, используется иллюстративный материал с изображениями животных и растений, занесенных в Красную книгу.

Значение уголка живой природы в учреждении дошкольного образования – одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления воспитанников с природой. В уголке природы внимание детей сосредотачивается на небольшом количестве объектов (наиболее типичных), что обеспечивает более глубокое их познание. В процессе наблюдений и ухода за обитателями уголка природы постепенно формируются представления о растениях (внешний вид, название, способы ухода и т. д.).

Воспитанники имеют возможность длительно рассматривать обитателей уголка природы, осуществлять трудовые действия, что способствует развитию важных качеств личности – наблюдательности, любознательности. На основе умений и навыков, которые приобретают дети, формируется познавательный интерес к природе, мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение, конкретизация, обобщение, классификация и пр.), что будет в дальнейшем способствовать успешному переходу на новый уровень образования – первую ступень общего среднего образования.

Для развития художественной деятельности и восприятия художественной литературы подбираются книги для детей о природе, которые размещаются в книжном уголке. Наряду с художественной литературой в книжном уголке должна быть представлена справочная, познавательная литература, в том числе тематические энциклопедии для детей дошкольного возраста.

Для формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности в процессе игровой деятельности используются шумовые музыкальные инструменты, изготовленные совместно с детьми из природного материала, а также записи классических музыкальных произведений.

Музыкальные произведения усиливают эмоциональное восприятие ребенком природы. Они используются при разработке и проведении инсценировок, экологических праздников, могут сопровождать игры экологической направленности.

При использовании на занятиях детских музыкальных инструментов, воспитанники имеют возможность воспроизвести разные звуки окружающей природы (голоса птиц и животных, звуки неживой природы и т. д.). Музыкально-дидактические игры «Птица и птенчики», «В лесу» и др. помогают воспитателю дошкольного образования решить не только эстетические задачи, но и задачи экологической направленности.

Для организации изобразительной деятельности целесообразно иметь графические схемы, отражающие последовательность действий по созданию какого-либо образа из бумаги, глины, других материалов. Рисунки, фигурки животных, модели растений, изготовленные собственными руками, позволят закрепить их названия, передать характерные черты. Необходимо отвести место для демонстрации созданных детьми работ.

В рамках создания экологической среды в учреждении дошкольного образования возможно изготовление разнообразных коллекций, которые позволят организовать деятельность воспитанников по изучению природного окружения родного края. В состав коллекций могут быть включены: гербарии, коллекции объектов неживой природы (минералы, ракушки, образцы песка, глины, различных почв и т. д.); модели растительных сообществ и экосистем (лес, луг, водоём, поле), характерных для данной местности. Коллекции используются в специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников.

Наличие в образовательной среде разнообразных игровых материалов и оборудования обеспечивает ее вариативность, т. е. наличие мест и материалов для игры, экспериментирования, объектов для наблюдений и исследований; сменяемость игрового материала, в зависимости от задач занятий; расширения круга детских интересов и возможностей. Появление в среде новых, «незнакомых» для детей объектов, предметов, стимулирует их игровую, познавательную и творческую активность.

Таким образом, создание экологической развивающей предметно-пространственной среды, которая направлена на развитие у детей познавательных способностей, воспитание доброжелательного отношения к живым существам, эмоциональной отзывчивости и интереса к природным объектам, учитывая их особенности как живых существ, желание и умение заботиться о живом, видеть единство и взаимосвязь живого и неживого в природе, закладывает основы экологической культуры личности, развивает любознательность, активность, способность решать интеллектуальные задачи.

свернуть

Формы, методы и приемы работы с воспитанниками

           Основными формами организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования являются игра, занятие. Кроме основных форм организации, могут использоваться иные: экскурсии, элементарные опыты и эксперименты, выставки, акции и другие.

Экскурсии

Важнейшей формой организации обязательных наблюдений в природе, проводимых с детьми дошкольного возраста, являются экскурсии. Руководство наблюдениями во время экскурсии осуществляет воспитатель дошкольного образования. Посильную помощь могут оказывать родители (законные представители). Наблюдения могут проводиться как индивидуально, так и группами детей.

Цель экскурсии – познакомить воспитанников с объектами и явлениями природы при помощи опытов, наблюдения за выбранным объектом, самостоятельной работы.

Экскурсии проводятся во всех случаях, когда предметы или явления природы могут быть рассмотрены в естественной обстановке. Они могут быть организованы в процессе работы по определенной теме: наблюдение за состоянием деревьев и кустарников осенью, зимой, весной и за жизнью животных в разные поры года.

Составной частью каждой экскурсии является организация самостоятельной работы воспитанников по изучению объектов. В дошкольном возрасте это изучение ведется в процессе наблюдений по картам-схемам с заданиями, которые готовятся совместно с детьми заранее. При подготовке к экскурсиям необходимо тщательно продумывать задания, которые должны направить внимание детей на нужный объект или явление, помочь детям провести сравнение изучаемых объектов, обнаружить и дать характеристику некоторым качествам предмета, явления и т. д. При этом необходимо включать в задания только тот материал, который можно изучить на экскурсии в данной местности, т. е. содержание заданий строится на краеведческом принципе. Целесообразно устанавливать и факт отсутствия в природе в данный момент каких-то объектов и учить детей объяснять это. Например, на экскурсии поздней осенью и зимой обратить внимание детей на отсутствие в природе насекомых.

Элементарные опыты

 и эксперименты

Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Каждый опыт – это возможность раскрыть взаимосвязи и причины наблюдаемых явлений. С помощью опыта можно получать новые представления практическим путем, обобщать и систематизировать уже имеющиеся представления. Элементарные опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Опыты имеют большое значение для установления причинно-следственных связей в природе, подводят к суждениям и умозаключениям.

Опыт всегда строится на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда.

В учреждениях дошкольного образования могут проводиться опыты с предметами неживой природы, растениями и животными. Во время опытов недопустимо нанесение ущерба растениям и животным. Несложные опыты могут использоваться детьми в игровой деятельности и при уходе за животными и растениями уголка природы.

По способу применения элементарные опыты и эксперименты могут быть демонстрационные и фронтальные.

Демонстрационные опыты проводит воспитатель дошкольного образования, а воспитанники следят за его выполнением. Эти опыты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детям либо он представляет для детей определенную опасность.

К занятиям по экспериментированию воспитатель дошкольного образования готовится заранее: определяет задачи опыта (эксперимента), выбирает объект, продумывает приемы и методы руководства.

Опыт (эксперимент) всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе предыдущих наблюдений. Обучающимся должны быть ясны его цель и задачи. Важно, чтобы в постановке и проведении опыта дети были активными участниками (могут подбирать вазы для веток, наливать воду и т. д.). При обсуждении результатов опыта (эксперимента) воспитатель дошкольного образования подводит детей к самостоятельным выводам и суждениям.

Выставки

 Выставки позволяют воспитателям дошкольного образования успешно решать целый ряд задач: приобщать воспитанников к культурно-эстетическим ценностям, побуждать к творческой деятельности, способствовать обогащению представлений о природном мире, развивать познавательные интересы, повышать экологическую культуру родителей (законных представителей). Такая форма взаимодействия помогает каждому ребенку почувствовать свою значимость, гордость за свою семью.

Алгоритм организации и проведения выставок может быть следующим:

1 этап – подготовительный.

Воспитатели дошкольного образования определяют тему выставки в соответствии с сезоном, праздником или другим значимым событием. (Например: конкурс рисунков «Где живут капли в детском саду», конкурс на лучший букет из опавших листьев и др.). О предстоящей выставке, условиях и дате ее проведения родители (законные представители) информируются заранее. На данном этапе организуется сбор экспонатов для выставки, их регистрация (название работы, авторы).

2 этап – основной. Проведение выставки. Экспонаты располагаются на стендах, столах. При оформлении выставок продумывается расположение каждого экспоната, чтобы его можно было хорошо рассмотреть.

Воспитатели дошкольного образования обязательно организовывают экскурсию детей и их родителей (законных представителей) на выставку. Важно, что в процессе ознакомления с работами других участников выставки родители (законные представители) вместе с детьми видят и обсуждают разнообразие, творческие находки.

3 этап – заключительный.

Участникам выставки объявляется благодарность, информация размещается на информационных стендах.

Реклама

 Особый интерес при проведении игр, занятий у детей дошкольного возраста вызывает использование рекламы экологических объектов. Реклама – это определенная информация, которая «упакована» в оригинальную форму. Она несет в себе не только информационный, но и яркий эмоциональный настрой. Дети активно включаются в предложенную педагогом игру по созданию рекламы какого-либо объекта природного окружения. Чтобы составить рекламу ребенку потребуется как можно больше узнать об объекте (животном, растении) и выделить наиболее характерные, на его взгляд, особенности.

Природоохранные акции

Одним из направлений является организация и проведение информационно-экологических мероприятий. Дети дошкольного возраста могут внести посильный вклад в данное направление деятельности: выступление на родительских собраниях с результатами своих наработок, перед воспитанниками младших групп учреждения дошкольного образования.

Информационно-экологические мероприятия можно осуществлять в виде акций, участие в которых принимают воспитанники и их родители (законные представители), педагогические работники учреждения дошкольного образования, а также представители общественности.

Природоохранные акции – это общественно-значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы.

Воспитанники, участвуя в акциях, полученные представления и умения используют на практике. Они осознают ответственность за последствия некоторых своих действий, а значит, растут ответственными, неравнодушными людьми.

Акции могут проходить под следующими названиями:

«Кормушка возле дома»,

«Посадим дерево вместе»;

«Мы в ответе за тех, кого приручили»;

«Братья наши меньшие»;

«Помогите капельке» и др.

 Экологические проекты

Разностороннему развитию детей дошкольного возраста в процессе экологического образования помогают разнообразные проекты.

Например: «Что мы знаем о воде?», «Кто живет в лесу?», «Заповедник», «Воздух должен быть чистым», «Сосульки», «Голубая капелька» и др.

Этапы разработки и проведения проекта могут быть следующими:

  1. Воспитатель дошкольного образования ставит цель, исходя из потребностей и интересов детей.
  2. Вовлекает воспитанников в решение проблемы.
  3. Намечает план достижения цели, поддерживая интерес детей и родителей (законных представителей).
  4. Обсуждает план с родителями (законными представителями) воспитанников.
  5. Вместе с детьми и родителями (законными представителями) составляет план-схему проведения проекта и вывешивает ее на видное место.
  6. Совместно с родителями (законными представителями) и воспитанниками собирает информацию, материал по проекту.
  7. Проводит занятия, игры, наблюдения по теме проекта.
  8. Предлагает задания воспитанникам и родителям (законным представителям), выполнение самостоятельных творческих работ (поиск материала, информации, изготовление поделок и т. д.).
  9. Организует презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция).
  10. Совместно с детьми составляет книгу или альбом по выполненному проекту. 

Методы и приемы

Для формирования экологических представлений воспитанников учреждений дошкольного образования используются разнообразные методы.

Наглядные (показ презентаций, видеороликов экологической направленности, демонстрация плакатов, картин, фотографий (рисунков) животных и растений и др.).

В рамках проведения занятий по направлению «Биоразнообразие» используются фотографии животных и растений, с которыми воспитанники познакомились во время экскурсии. Видеоролики позволяют показать жизнь животных в естественных условиях.

При изучении направления энергосбережения демонстрация видеоматериалов позволит детям познакомиться с источниками энергии, путями поступления ее в дома и учреждение дошкольного образования.

Практические (организация наблюдений, опыты и эксперименты, проекты).

Метод наблюдения в ознакомлении детей с природой является основным. Необходимость и значение его использования связаны с характером представлений, доступных детям дошкольного возраста. Основной запас накопленных ребенком в дошкольном возрасте представлений – это представления, т. е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за ее объектами.

Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми, с небольшими группами (по 3-6 человек), так и со всей группой воспитанников. Это зависит от цели и содержания наблюдения, а также задач, стоящих перед воспитателем дошкольного образования.

Общие требования к организации наблюдения. Каждый вид наблюдений требует своеобразного руководства со стороны воспитателя дошкольного образования. Вместе с тем есть общие требования для проведения всех видов наблюдений.

     1.Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Во всех случаях задача должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.

  1. Для каждого наблюдения воспитателю дошкольного образования необходимо отбирать небольшое количество информации. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать детям новые представления, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.
  2. В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей природе.
  3. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановка конкретной и доступной задачи наблюдения, использование исследовательских действий как способа наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, сравнение одного объекта с другим, предъявление вопросов разной степени сложности.
  4. Наблюдение должно пробуждать интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней.
  5. Представления, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и приемов работы. Это может быть рассказ воспитателя, чтение книги о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном.
  6. В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы.
  7. Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим. Таким образом, формируется система представлений, умений и навыков детей.

Словесные (рассказ, объяснение, чтение художественного произведения, беседы, вопросы поискового характера, решение проблемных ситуаций и пр.).

Словесными методами решается ряд задач. Конкретизируются, пополняются, уточняются представления об известных детям явлениях природы и фактах из жизни животных и растений, полученных в процессе наблюдений и труда в природе. Дети получают представления о новых явлениях и объектах природы.

Успех обучения при использовании данных методов зависит от умения ребенка понимать содержание материала в словесном изложении. Словесные методы обучения требуют от воспитателя дошкольного образования логической последовательности и доказательности в объяснении, достоверности материала, образности и эмоциональности изложения, литературно правильной, четкой речи.

Среди словесных методов в первую очередь следует проводить беседы с детьми. Беседа может быть использована педагогом с разными дидактическими целями. Например: для создания интереса к предстоящей деятельности в природе (экскурсии, прогулки), для уточнения, углубления, обобщения и систематизации представлений детей о природе.

В целях первичного ознакомления детей с объектами, предметами и явлениями природы используется рассказ воспитателя дошкольного образования. Основная цель рассказа – создать у детей точное, конкретное представление о том или ином объекте, предмете природы.

Различные виды словесного изложения материала воспитателем дошкольного образования должны удовлетворять следующим требованиям:

  1. Научности, заключающейся в строго научном подходе к отбору материала.
  2. Логической последовательности и доказательности, которые обеспечивает систематический характер представлений, их осознанность.
  3. Ясности, четкости и доходчивости, способствующих прочному усвоению представлений, созданию необходимой основы для правильных обобщений и выводов.
  4. Образности, эмоциональности и правильности речи, облегчающих процесс восприятия и осмысливания изучаемого материала, вызывающих интерес и привлекающих внимание детей, действующих не только на разум, но и на их чувства.
  5. Учету возрастных особенностей детей, предусматривающему постепенное усложнение устного изложения материала воспитателем дошкольного образования.

При всех видах устного изложения информации следует стремиться к сочетанию их с другими методами (применяя в ходе изложения демонстрации, иллюстрации, фотографии и т. п.) и обеспечению максимальной активности детей.

Игровые (дидактические и подвижны игры, игровые ситуации, действия с игрушками, имитация действий, эпизодические игровые приемы, загадки и т. д.).

В совместной деятельности используются различные дидактические и подвижные игры, в которых есть возможность расширить представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. В рамках занятий  можно проводить следующие игры: «Узнай по описанию», «Узнай по голосу», «Назови профессию» и др. Для совершенствования речи можно обыгрывать сказки на экологические темы, разгадывать и составлять загадки и др.

Для реализации двигательной активности используются подвижные игры, знакомящие детей с повадками животных («Хитрая лиса», «Бег сороконожек», «Коршун и наседка», «Белые медведи»), с растениями («Ветер дует нам в лицо…», «С кочки на кочку»).

Эти методы создают эмоциональный настрой, помогают понять увиденное, развивают внимание, мышление и речь ребенка. Наиболее эффективными методами  являются практические методы в сочетании со словесными. Такой подход предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение детьми предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. Воспитанникам не даются готовые ответы на вопросы, а организуется целенаправленная деятельность по их «добыванию». Воспитатель дошкольного образования должен организовывать и направлять процесс, а информация, которую он сообщает детям, должна быть минимальной и вводиться в тот момент, когда дети готовы к ее восприятию и могут использовать ее для поиска ответа на вопрос.

На экскурсиях, во время проведения игр, занятий в группе необходимо использовать фотографии, рисунки растений, животных. Для детей дошкольного возраста больше используются не текстовые, а иллюстрированные материалы: фотографии, рисунки и др.

Вместе с воспитанниками можно сделать карту территории с объектами окружающего учреждение дошкольного образования животного и растительного мира («Птицы нашего города (поселка, деревни, наших лесов и т. д.)», «Звери нашего леса», «Деревья и кустарники» и т. д.).

свернуть
поделиться в: