Основными формами организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования являются игра, занятие. Кроме основных форм организации, могут использоваться иные: экскурсии, элементарные опыты и эксперименты, выставки, акции и другие.
Экскурсии
Важнейшей формой организации обязательных наблюдений в природе, проводимых с детьми дошкольного возраста, являются экскурсии. Руководство наблюдениями во время экскурсии осуществляет воспитатель дошкольного образования. Посильную помощь могут оказывать родители (законные представители). Наблюдения могут проводиться как индивидуально, так и группами детей.
Цель экскурсии – познакомить воспитанников с объектами и явлениями природы при помощи опытов, наблюдения за выбранным объектом, самостоятельной работы.
Экскурсии проводятся во всех случаях, когда предметы или явления природы могут быть рассмотрены в естественной обстановке. Они могут быть организованы в процессе работы по определенной теме: наблюдение за состоянием деревьев и кустарников осенью, зимой, весной и за жизнью животных в разные поры года.
Составной частью каждой экскурсии является организация самостоятельной работы воспитанников по изучению объектов. В дошкольном возрасте это изучение ведется в процессе наблюдений по картам-схемам с заданиями, которые готовятся совместно с детьми заранее. При подготовке к экскурсиям необходимо тщательно продумывать задания, которые должны направить внимание детей на нужный объект или явление, помочь детям провести сравнение изучаемых объектов, обнаружить и дать характеристику некоторым качествам предмета, явления и т. д. При этом необходимо включать в задания только тот материал, который можно изучить на экскурсии в данной местности, т. е. содержание заданий строится на краеведческом принципе. Целесообразно устанавливать и факт отсутствия в природе в данный момент каких-то объектов и учить детей объяснять это. Например, на экскурсии поздней осенью и зимой обратить внимание детей на отсутствие в природе насекомых.
Элементарные опыты
и эксперименты
Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Каждый опыт – это возможность раскрыть взаимосвязи и причины наблюдаемых явлений. С помощью опыта можно получать новые представления практическим путем, обобщать и систематизировать уже имеющиеся представления. Элементарные опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Опыты имеют большое значение для установления причинно-следственных связей в природе, подводят к суждениям и умозаключениям.
Опыт всегда строится на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда.
В учреждениях дошкольного образования могут проводиться опыты с предметами неживой природы, растениями и животными. Во время опытов недопустимо нанесение ущерба растениям и животным. Несложные опыты могут использоваться детьми в игровой деятельности и при уходе за животными и растениями уголка природы.
По способу применения элементарные опыты и эксперименты могут быть демонстрационные и фронтальные.
Демонстрационные опыты проводит воспитатель дошкольного образования, а воспитанники следят за его выполнением. Эти опыты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детям либо он представляет для детей определенную опасность.
К занятиям по экспериментированию воспитатель дошкольного образования готовится заранее: определяет задачи опыта (эксперимента), выбирает объект, продумывает приемы и методы руководства.
Опыт (эксперимент) всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе предыдущих наблюдений. Обучающимся должны быть ясны его цель и задачи. Важно, чтобы в постановке и проведении опыта дети были активными участниками (могут подбирать вазы для веток, наливать воду и т. д.). При обсуждении результатов опыта (эксперимента) воспитатель дошкольного образования подводит детей к самостоятельным выводам и суждениям.
Выставки
Выставки позволяют воспитателям дошкольного образования успешно решать целый ряд задач: приобщать воспитанников к культурно-эстетическим ценностям, побуждать к творческой деятельности, способствовать обогащению представлений о природном мире, развивать познавательные интересы, повышать экологическую культуру родителей (законных представителей). Такая форма взаимодействия помогает каждому ребенку почувствовать свою значимость, гордость за свою семью.
Алгоритм организации и проведения выставок может быть следующим:
1 этап – подготовительный.
Воспитатели дошкольного образования определяют тему выставки в соответствии с сезоном, праздником или другим значимым событием. (Например: конкурс рисунков «Где живут капли в детском саду», конкурс на лучший букет из опавших листьев и др.). О предстоящей выставке, условиях и дате ее проведения родители (законные представители) информируются заранее. На данном этапе организуется сбор экспонатов для выставки, их регистрация (название работы, авторы).
2 этап – основной. Проведение выставки. Экспонаты располагаются на стендах, столах. При оформлении выставок продумывается расположение каждого экспоната, чтобы его можно было хорошо рассмотреть.
Воспитатели дошкольного образования обязательно организовывают экскурсию детей и их родителей (законных представителей) на выставку. Важно, что в процессе ознакомления с работами других участников выставки родители (законные представители) вместе с детьми видят и обсуждают разнообразие, творческие находки.
3 этап – заключительный.
Участникам выставки объявляется благодарность, информация размещается на информационных стендах.
Реклама
Особый интерес при проведении игр, занятий у детей дошкольного возраста вызывает использование рекламы экологических объектов. Реклама – это определенная информация, которая «упакована» в оригинальную форму. Она несет в себе не только информационный, но и яркий эмоциональный настрой. Дети активно включаются в предложенную педагогом игру по созданию рекламы какого-либо объекта природного окружения. Чтобы составить рекламу ребенку потребуется как можно больше узнать об объекте (животном, растении) и выделить наиболее характерные, на его взгляд, особенности.
Природоохранные акции
Одним из направлений является организация и проведение информационно-экологических мероприятий. Дети дошкольного возраста могут внести посильный вклад в данное направление деятельности: выступление на родительских собраниях с результатами своих наработок, перед воспитанниками младших групп учреждения дошкольного образования.
Информационно-экологические мероприятия можно осуществлять в виде акций, участие в которых принимают воспитанники и их родители (законные представители), педагогические работники учреждения дошкольного образования, а также представители общественности.
Природоохранные акции – это общественно-значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы.
Воспитанники, участвуя в акциях, полученные представления и умения используют на практике. Они осознают ответственность за последствия некоторых своих действий, а значит, растут ответственными, неравнодушными людьми.
Акции могут проходить под следующими названиями:
«Кормушка возле дома»,
«Посадим дерево вместе»;
«Мы в ответе за тех, кого приручили»;
«Братья наши меньшие»;
«Помогите капельке» и др.
Экологические проекты
Разностороннему развитию детей дошкольного возраста в процессе экологического образования помогают разнообразные проекты.
Например: «Что мы знаем о воде?», «Кто живет в лесу?», «Заповедник», «Воздух должен быть чистым», «Сосульки», «Голубая капелька» и др.
Этапы разработки и проведения проекта могут быть следующими:
- Воспитатель дошкольного образования ставит цель, исходя из потребностей и интересов детей.
- Вовлекает воспитанников в решение проблемы.
- Намечает план достижения цели, поддерживая интерес детей и родителей (законных представителей).
- Обсуждает план с родителями (законными представителями) воспитанников.
- Вместе с детьми и родителями (законными представителями) составляет план-схему проведения проекта и вывешивает ее на видное место.
- Совместно с родителями (законными представителями) и воспитанниками собирает информацию, материал по проекту.
- Проводит занятия, игры, наблюдения по теме проекта.
- Предлагает задания воспитанникам и родителям (законным представителям), выполнение самостоятельных творческих работ (поиск материала, информации, изготовление поделок и т. д.).
- Организует презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция).
- Совместно с детьми составляет книгу или альбом по выполненному проекту.
Методы и приемы
Для формирования экологических представлений воспитанников учреждений дошкольного образования используются разнообразные методы.
Наглядные (показ презентаций, видеороликов экологической направленности, демонстрация плакатов, картин, фотографий (рисунков) животных и растений и др.).
В рамках проведения занятий по направлению «Биоразнообразие» используются фотографии животных и растений, с которыми воспитанники познакомились во время экскурсии. Видеоролики позволяют показать жизнь животных в естественных условиях.
При изучении направления энергосбережения демонстрация видеоматериалов позволит детям познакомиться с источниками энергии, путями поступления ее в дома и учреждение дошкольного образования.
Практические (организация наблюдений, опыты и эксперименты, проекты).
Метод наблюдения в ознакомлении детей с природой является основным. Необходимость и значение его использования связаны с характером представлений, доступных детям дошкольного возраста. Основной запас накопленных ребенком в дошкольном возрасте представлений – это представления, т. е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за ее объектами.
Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми, с небольшими группами (по 3-6 человек), так и со всей группой воспитанников. Это зависит от цели и содержания наблюдения, а также задач, стоящих перед воспитателем дошкольного образования.
Общие требования к организации наблюдения. Каждый вид наблюдений требует своеобразного руководства со стороны воспитателя дошкольного образования. Вместе с тем есть общие требования для проведения всех видов наблюдений.
1.Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Во всех случаях задача должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.
- Для каждого наблюдения воспитателю дошкольного образования необходимо отбирать небольшое количество информации. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать детям новые представления, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.
- В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей природе.
- Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановка конкретной и доступной задачи наблюдения, использование исследовательских действий как способа наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, сравнение одного объекта с другим, предъявление вопросов разной степени сложности.
- Наблюдение должно пробуждать интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней.
- Представления, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и приемов работы. Это может быть рассказ воспитателя, чтение книги о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном.
- В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы.
- Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим. Таким образом, формируется система представлений, умений и навыков детей.
Словесные (рассказ, объяснение, чтение художественного произведения, беседы, вопросы поискового характера, решение проблемных ситуаций и пр.).
Словесными методами решается ряд задач. Конкретизируются, пополняются, уточняются представления об известных детям явлениях природы и фактах из жизни животных и растений, полученных в процессе наблюдений и труда в природе. Дети получают представления о новых явлениях и объектах природы.
Успех обучения при использовании данных методов зависит от умения ребенка понимать содержание материала в словесном изложении. Словесные методы обучения требуют от воспитателя дошкольного образования логической последовательности и доказательности в объяснении, достоверности материала, образности и эмоциональности изложения, литературно правильной, четкой речи.
Среди словесных методов в первую очередь следует проводить беседы с детьми. Беседа может быть использована педагогом с разными дидактическими целями. Например: для создания интереса к предстоящей деятельности в природе (экскурсии, прогулки), для уточнения, углубления, обобщения и систематизации представлений детей о природе.
В целях первичного ознакомления детей с объектами, предметами и явлениями природы используется рассказ воспитателя дошкольного образования. Основная цель рассказа – создать у детей точное, конкретное представление о том или ином объекте, предмете природы.
Различные виды словесного изложения материала воспитателем дошкольного образования должны удовлетворять следующим требованиям:
- Научности, заключающейся в строго научном подходе к отбору материала.
- Логической последовательности и доказательности, которые обеспечивает систематический характер представлений, их осознанность.
- Ясности, четкости и доходчивости, способствующих прочному усвоению представлений, созданию необходимой основы для правильных обобщений и выводов.
- Образности, эмоциональности и правильности речи, облегчающих процесс восприятия и осмысливания изучаемого материала, вызывающих интерес и привлекающих внимание детей, действующих не только на разум, но и на их чувства.
- Учету возрастных особенностей детей, предусматривающему постепенное усложнение устного изложения материала воспитателем дошкольного образования.
При всех видах устного изложения информации следует стремиться к сочетанию их с другими методами (применяя в ходе изложения демонстрации, иллюстрации, фотографии и т. п.) и обеспечению максимальной активности детей.
Игровые (дидактические и подвижны игры, игровые ситуации, действия с игрушками, имитация действий, эпизодические игровые приемы, загадки и т. д.).
В совместной деятельности используются различные дидактические и подвижные игры, в которых есть возможность расширить представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. В рамках занятий можно проводить следующие игры: «Узнай по описанию», «Узнай по голосу», «Назови профессию» и др. Для совершенствования речи можно обыгрывать сказки на экологические темы, разгадывать и составлять загадки и др.
Для реализации двигательной активности используются подвижные игры, знакомящие детей с повадками животных («Хитрая лиса», «Бег сороконожек», «Коршун и наседка», «Белые медведи»), с растениями («Ветер дует нам в лицо…», «С кочки на кочку»).
Эти методы создают эмоциональный настрой, помогают понять увиденное, развивают внимание, мышление и речь ребенка. Наиболее эффективными методами являются практические методы в сочетании со словесными. Такой подход предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение детьми предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. Воспитанникам не даются готовые ответы на вопросы, а организуется целенаправленная деятельность по их «добыванию». Воспитатель дошкольного образования должен организовывать и направлять процесс, а информация, которую он сообщает детям, должна быть минимальной и вводиться в тот момент, когда дети готовы к ее восприятию и могут использовать ее для поиска ответа на вопрос.
На экскурсиях, во время проведения игр, занятий в группе необходимо использовать фотографии, рисунки растений, животных. Для детей дошкольного возраста больше используются не текстовые, а иллюстрированные материалы: фотографии, рисунки и др.
Вместе с воспитанниками можно сделать карту территории с объектами окружающего учреждение дошкольного образования животного и растительного мира («Птицы нашего города (поселка, деревни, наших лесов и т. д.)», «Звери нашего леса», «Деревья и кустарники» и т. д.).